Формирование гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде средствами гуманитарных дисциплин

 

Средняя школа № 28 им. А.А. Суркова

 г. Рыбинск Ярославской области

 

Формирование гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде средствами гуманитарных дисциплин

 
  Документы   План реализации проекта   Отчет   Мероприятия   Материалы   Контакты 

 

 

Одним из эффективных путей формирования гражданской идентичности обучающихся является изучение краеведческого содержания Ярославской области, которое способствует развитию личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций; гарантирует право на получение нормативных знаний об истории, географии и культуре родного края каждым учащимся; повышает статус образования как фактора развития региона.

Основная идея проекта заключается в разработке системы по формированию гражданской идентичности в социально-образовательной среде на основе содержания краеведческой направленности гуманитарных предметов в соответствии с требованиями ФГОС.

Формирование гражданской идентичности в процессе урочной деятельности может реализоваться на основе различных вариативных моделей:

1)     в рамках самостоятельного интегрированного предмета «Краеведение»;

2)      в рамках самостоятельных краеведческих модулей, таких как: «География Ярославского края», «История Ярославского края», «Музыкальные традиции Ярославского края», «Художественные традиции Ярославского края»;

3)        в рамках распределенного краеведческого компонента на уроках предметов гуманитарного цикла (истории, обществознания, литературы и т.д.).

Формирование гражданской идентичности в процессе внеурочной деятельности может бытьорганизовано по следующим направлениям, таким как:

·      историческое краеведение (военно-историческое, историко-культурное, историко-архивное, археологическое и др.);

·       естественнонаучное краеведение (географическое, экологическое, биологическое, геологическое и др.);

·     этнокультурное и художественное краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.);

·      туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время туристических походов);

·      оздоровительный туризм (совершение некатегорийных походов по родному краю в сочетании с проведением краеведческих наблюдений, исследований и  изучением отдельных особенностей района похода);

·     музейное краеведение (изучение родного края на базе школьного краеведческого музея);

·      экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения самодеятельных, или участия в плановых экскурсиях);

и реализовываться через программы внеурочной деятельности (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, метапредметные недели, школьные олимпиады по предметам программы основной школы); через организацию деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т.д.

Инновационность предложенной системы по формированию гражданской идентичности в социально-образовательной среде на основе содержания краеведческой направленности гуманитарных предметов заключается в следующем:

·    целевая установка на достижение личностных результатов, в частности формирование гражданской идентичности;

·     апробация вариативных моделей по формированию гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде на основе содержания краеведческой направленности (управленческий, метапредметный и предметно-методический аспекты);

·     проектировочная деятельность метапредметных объединений учителей гуманитарных дисциплин внутри ОО по определению единых подходов к формированию гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде;

·    реализация проекта в единстве урочной и внеурочной деятельности;

·     проектирование социально-образовательной среды, объединяющей внутреннюю образовательную среду школы и внешнюю социокультурную среду, направленной на формирование гражданской идентичности ярославских школьников.

 

Сроки реализации проекта: 2016-2018

Текст проекта

Основные потребители результатов проекта:

·       Учащиеся образовательных организаций

·       Педагоги и педагогические коллективы образовательных организаций

·       Педагоги дополнительного образования

·       Работники органов управления образованием

·       Специалисты муниципальных методических служб

·        Специалисты ГАУ ЯО ДПО ИРО

 

Организатор-заявитель инновационного проекта: ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования»

http://www.iro.yar.ru/index.php?id=1815

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»