Средняя школа №28 имени А.А. Суркова

г. Рыбинск 

 

Разработка механизмов реализации междисциплинарных программ в рамках образовательной программы ООО

 

 
  Документы   План реализации проекта   Отчет   Мероприятия   Материалы   Контакты 

 

  В сентябре 2014 года все образовательные учреждения перешли на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Основная проблема, с которой столкнулись педагогические коллективы, – реализация основной образовательной программы. Проблема осложняется тем, что «федеральные государственные образовательные стандарты не должны устанавливать образовательные технологии, методы, приемы и средства обучения, содержать организационные, медицинские и финансовые ограничения образовательных программ, регулировать формы и способы получения образования» («Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» - М., 2008, с. 22). Это свидетельствует о том, что разработка механизмов реализации образовательной программы – компетенция образовательного учреждения.

     Руководствуясь общими положениями пункта 1.2. «Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО» Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, на основе которой создается ООП ООО, к компетенции образовательного учреждения относится проектирование и реализация системы достижения планируемых результатов. На основе итоговых планируемых результатов, разработанных на федеральном уровне, образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает:

1) систему тематических планируемых результатов освоения учебных программ;

2)программу формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ.

     В федеральном государственном образовательном стандарте отсутствует понятие «междисциплинарная программа». Оно вводится Примерной основной образовательной программой и впервые появляется в целевом разделе, когда авторы Программы говорят о структуре планируемых результатов и дают перечень планируемых результатов каждой междисциплинарной программы. Но в ФГОС ООО в п.10. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образованиясреди перечисленных встречаются: смысловое чтение; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции). А в п. 18.2.1. Программа развития универсальных учебных говорится о том, что данная Программа должна обеспечить: формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы; повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности <….>; овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) и сети Интернет.

     Таким образом, мы видим, что ФГОС ООО и Примерная основная образовательная программа определили только круг планируемых результатов освоения Образовательной программы, часть которых составляют планируемые результаты освоения междисциплинарных программ.

     Для того чтобы достичь планируемых результатов освоения образовательной программы (главное требование ФГОС ООО!), необходима система работы по реализации междисциплинарных программ. Но проблема заключается в том, что этой системы не существует; разработанных междисциплинарных программ («Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Формирование УУД», «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»), со своим содержанием, структурой и, главное, механизмами реализации, нет, как и нет единой Программы формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ.

МОУ СОШ №28 имени А.А.Суркова в качестве основного направления своей инновационной деятельности определяет разработку структуры междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и механизмов ее реализации.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»