Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.
Программа «Доступная среда» направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.
Грамотно подобранное оборудование, организующее активное взаимодействие в обучающем процессе, обеспечивает детям с ограниченными возможностями доступ к образовательной среде, а также к пространству взаимодействия с обычными детьми.
«Доступная среда» обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
- осуществляет индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;
- даёт возможность освоить детям с ОВЗ основную образовательную программу;
- обеспечивает интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении.
«Доступная среда» - это безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах. Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.
Кадровое сопровождение программы "Доступная среда" в школе
Классный руководитель
- Контролирует соблюдение прав любого ребенка, обучающегося в школе
- Выявляет потребности ребенка и семьи в социальной поддержке, в адаптации ребенка к школе
- Взаимодействует с органами социальной защиты, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования
- Помогает родителям ребенка с ОВЗ в адаптации к школе, в среде других родителей
- Способствует социализации, информированию об инклюзивном образовании в учебном заведении
Педагог - психолог
- Выявляет особенности ребенка, характер взаимодействия со сверстниками, родителями
- Готовит социальную среду, в которой будет обучаться ребенок с ОВЗ (разъясняет другим детям и педагогическому коллективу об особенностях детей с ВОЗ)
- Помогает учителю и другим педагогам наладить контакт с родителями ребенка с ОВЗ и родителями детей без нарушений, подобрать приемы взаимодействия друг с другом
- Проводит консультации педагогов, родителей, тьютеров
- Проводит занятия в сенсорной комнате (комнате психологической разгрузки)
Учитель-логопед
- Обследует и выявляет нарушения устной и письменной речи
- Разрабатывает индивидуальный план работы
- Проводит индивидуальные и групповые занятия по коррекции звукопроизношения и письма
- Консультирует педагогов о соблюдении в классе правильного речевого режима
- Консультирует родителей детей с ОВЗ
Нормативные документы
- Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297 "Об утверждении государственной программы РФ "Доступная среда" на 2011-2020 годы"
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013)
- Письмо Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 № 30-7/10/2-3602 «О методических рекомендациях, нацеленных на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении административных зданий и служебных помещений»
- Письмо Минрегиона России от 15.08.2011 № 18529-08/ИП-ОГ «О разъяснении статуса сводов правил – актуализированных СНиПов»
- СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (утв. приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605)
- СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утв. постановлением Госстроя России от 16.07.2001 № 73)
- Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (утв. распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р)
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» от 9 ноября 2015 г. N 1309
Паспорт доступности объекта для инвалидов
Перечень мер приложение 1
Дорожная карта приложение 2
Фотографии приложение 3
Межрегиональная детско-молодёжная общественная организация содействия всестороннему развитию личности, патриотическому и нравственному воспитанию детей и молодёжи "Мишки" при поддержке Общественной палаты РФ запустила проект "Карта возможностей особого ребёнка".
Карта возможностей особого ребёнка функционирует на сайте картавозможностей.рф и содержит в себе информацию об учреждениях, предоставляющих свои услуги детям с особыми потребностями.